четверг, 7 мая 2015 г.

На нет и рублей нет

Не столь глубокое, как опасались власти, падение экономики РФ становится основанием для попыток пересмотра антикризисного плана Белого дома. Вчера стало известно о письме главы Минэкономики Алексея Улюкаева в адрес правительства: он предлагает приостановить дальнейшее финансирование региональных программ по борьбе с безработицей — одного из ключевых пунктов плана борьбы с последствиями кризиса. Сэкономить на этом можно 50 млрд руб., и планы на эти деньги уже в мае не могут не появиться у других правительственных ведомств помимо Минтруда.

Глава Минэкономики Алексей Улюкаев предлагает приостановить финансирование региональных программ по поддержке занятости — ситуация с безработицей в стране не так плоха, как ранее ожидалось. Соответствующее письмо ведомство направило в правительство. Как следует из текста документа, в среднем за первый квартал 2015 года численность безработных, по методологии МОТ, составила 4,4 млн человек, или 5,7% от экономически активного населения. Такие показатели, как отмечает министр экономики, "соответствуют уровню 2013 года и значительно ниже уровня общей безработицы предкризисного периода (первый квартал 2008 года), который составлял 6,9%".

Сейчас, предполагает ведомство, ситуация во многих отраслях экономики существенно лучше, чем в период кризиса 2008-2009 годов, и поэтому предприятия будут стремиться сохранить своих сотрудников. Предоставление субсидий регионам, по мнению господина Улюкаева, может оказаться бессмысленным — с их помощью будут поддерживаться малоэффективные предприятия, будет происходить консервация избыточной занятости и низкопроизводительных рабочих мест.

Согласно пункту 52 принятого в январе 2015 года антикризисного плана Белого дома, общий объем средств на борьбу с безработицей в субъектах может составить "до 52,2 млрд руб.". Пока правительством одобрено финансирование программ в четырех регионах — на это им были выделены 1,87 млрд руб. Их получили Алтайский край ("Алтайвагон"), Татарстан (КамАЗ), Самарская (АвтоВАЗ) и Тверская область (Тверской вагоностроительный завод). Таким образом, "неосвоенными" и предлагаемыми к заморозке остаются более 50 млрд руб.

Как пояснили "Ъ" в пресс-службе Минэкономики, ведомство предлагает приостановить выделение денег новым субъектам РФ до момента выработки критериев и общих подходов к дальнейшему выделению средств, поскольку в отличие от 2008 года, когда безработица за год удвоилась, сейчас жесткой необходимости в крупномасштабном вливании средств в рынок труда не наблюдается. Отметим, что в апреле на расширенной коллегии Минфина глава министерства Антон Силуанов уже заявлял, что сворачивание разовых антикризисных мероприятий (в первую очередь по поддержке занятости) является одним из главных резервов властей в деле оптимизации бюджетных расходов. 21 апреля, выступая с отчетом в Госдуме, глава правительства Дмитрий Медведев отметил, что "ситуация с безработицей могла быть значительно сложнее и хуже", однако, говоря о программах поддержки занятости, пообещал, что "адресные решения будут приниматься и дальше".

Впрочем, в Минэкономики уверяют, что не предлагают закрыть программу и перераспределить эти средства. "Предложение ведомства пока не рассматривалось ни на совещании у вице-премьера, ни в правительстве",— отмечает помощник вице-премьера РФ по социальным вопросам Ольги Голодец Алексей Левченко. В пресс-службе Минтруда "Ъ" также сообщили, что официально к ним от Минэкономики в этой части ничего не поступало. "Региональные программы, прошедшие согласование межведомственной комиссией при Минтруде, направлены на снижение уже существующих рисков увольнения работников прежде всего по крупным производствам в регионах",— сообщили в Минтруде. Кроме четырех одобренных на подходе программы Нижегородской, Калужской, Челябинской, Свердловской областей. Сам Минтруд в течение последнего месяца регулярно заявляет о снижении темпов прироста безработных и о стабилизации ситуации на рынке труда. Из последнего еженедельного отчета ведомства следует, что число официальных безработных начало снижаться (на 0,1%), а на конец апреля уровень официальной безработицы отличался от уровня прошлого года на 0,1 процентного пункта.

"При сохранении нынешних экономических условий пик безработицы составит 5,9%, и, скорее всего, он уже пройден, так что потребность регионов в программах занятости невелика",— отмечает эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков. По его словам, незначительного прироста безработицы можно ожидать за счет сохранения напряженности на рынке труда в сфере услуг, в других же отраслях работодатели будут сокращать расходы на персонал за счет снижения зарплат и введения на предприятии неполной занятости (подробнее о причинах низкой безработицы см. "Ъ" от 4 апреля).

Понятно, что хотя 50 млрд руб. на программы занятости лишь зарезервированы в бюджете, а не расписаны по получателям, отдать эти деньги на расходы других ведомств социальный блок правительства вряд ли согласится. Если ожидания Минэкономики оправдаются и ситуация на рынке труда действительно не потребует финансирования, вице-премьер Ольга Голодец сможет настаивать на перераспределении этих средств на другие социальные нужды — например, на программу строительства детских садов. "Тех денег, которые правительство пока выделило на эти цели в этом году — 30 млрд руб., может не хватить — в бюджетах прошлого и позапрошлого года ежегодно на их строительство тратилось по 50 млрд",— отмечает источник "Ъ" в социальном блоке. При этом неудивительно, что именно в Минэкономики первыми заинтересовались ненужностью расходов соцблока на 50 млрд руб.— само ведомство с января 2015 года говорит о необходимости поддерживать инфраструктурные госинвестиции. У Минфина есть также очевидная проблема, которую могут решить невостребованные деньги на борьбу с безработицей — экономия Резервного фонда и сокращение госзаимствований 2015 года на покрытие дефицита бюджета. Наверняка у других ведомств уже в ближайшие недели найдутся идеи, как потратить 50 млрд руб.— для лоббистов эти деньги довольно неожиданный подарок при отсутствии традиционных в 2011-2013 годах внеплановых доходов бюджета.

Анастасия Мануйлова


Кредитный договор уралсиба типовая форма «Юниаструм Банк» получил премию АРБ в номинации «Социально ответственный банк 2014»

Комментариев нет:

Отправить комментарий