вторник, 21 марта 2017 г.

ПФР подвел итоги кампании по переводу пенсионных накоплений

В понедельник ПФР обнародовал итоги переходной кампании 2016 года. В общей сложности граждане подали 12 млн заявлений о смене пенсионного фонда или управляющей компании, что оказалось несколько ниже итогов кампании 2015 года (13,42 млн). При этом положительное решение было принято по 6,5 млн заявлений — 54,2% от общего числа (56,5% в кампании 2015 года). В НПФ будет передано 234,37 млрд руб. (259 млрд руб. год назад).

 

 

Хотя в абсолютных цифрах результаты НПФ выглядят скромнее прошлогодних, итоговое сальдо негосударственных пенсионных фондов будет гораздо выше прошлогодних — оттоки их клиентской базы заметно сократились. В сравнении с 2015 годом переход клиентов между НПФ снизился почти вдвое — с 3,14 млн до 1,17 млн человек. При этом переток "молчунов" в НПФ вырос — с 4,09 млн до 4,69 млн. Как отмечает гендиректор консалтинговой компании "Пенсионный партнер" Сергей Околеснов, высокое число дублирующихся заявлений граждан (в этом случае рассматривается заявление с более поздней датой) и заявлений без договоров с фондами (2,9 млн и 1,6 млн заявлений соответственно) могло быть вызвано высокой активностью НПФ по сохранению клиентской базы. "В конце года фонды вели массовый прозвон клиентов с уведомлениями о возможной потере инвестдохода при досрочном (чаще одного раза в пять лет.— "Ъ") переходе. Расчеты потерь клиенты НПФ также видели при посещении личных кабинетов на сайтах фондов",— указывает господин Околеснов.

 

Совокупные потери граждан при досрочном переходе, по данным ЦБ, составили по итогам кампании 2016 года 70 млрд руб.

 

Не исключено, что по части отказов в переводе пенсионных накоплений в ближайшем будущем предстоят разбирательства. "Вызывает подозрение, что при переходах в некоторые фонды из других НПФ количество отказов достигает 95-98%. Возможно, эти фонды "защищают" свои базы данных с помощью недобросовестных практик: подачи второго заявления в последние дни декабря или подачи второго заявления в день подачи первого заявления",— отмечает президент Национальной ассоциации пенсионных фондов Константин Угрюмов. "Накопления клиента НПФ могут составлять несколько сотен тысяч рублей, средний счет растет (по итогам 2016 года он составит около 70 тыс. руб.), и с учетом уже понесенных затрат на привлечение (в среднем 1,5-3 тыс. руб. за клиента) работа по оспариванию отказа в переходах станет для ряда игроков оправданной и выгодной",— считает управляющий директор по корпоративным рейтингам "Эксперт РА" Павел Митрофанов.

 

При этом "молчунов", как свидетельствуют данные переходной кампании, потери инвестдохода нимало не смутили — доля заявлений "досрочников" в общем объеме составила 99,2%. Тренд на массовый переток клиентов ПФР на фоне снижения трафика между самими НПФ будет усиливаться — прогнозируют участники рынка. Как на прошлой неделе заявили представители Минфина и ЦБ (см. "Ъ" от 17 марта), трансформация нынешней системы ОПС пройдет в течение пяти лет — за этот срок гражданам предстоит определиться с выбором НПФ, в котором они будут самостоятельно формировать индивидуальный пенсионный капитал. Накопления же "молчунов", в том числе тех, с которыми работают управляющие компании, по истечении пяти лет будут трансформированы в баллы, которые будут учитываться при начислении пенсии по старости. В настоящее время клиентами ПФР (их средствами управляет ВЭБ) являются 41,5 млн человек, накопления еще 400 тыс. человек размещают УК. Клиентами НПФ являются 34,5 млн человек. Если переходная кампания 2017 года не снизит обороты, то в следующем году перевес по числу клиентов будет уже на стороне частных пенсионных фондов. "Перспектива получить баллы взамен рублей — один из наиболее действенных стимулов для перехода в НПФ",— уверен Сергей Околеснов.

 

Павел Аксенов


https://inesodex.jimdo.com/

Комментариев нет:

Отправить комментарий